2006 Дискуссия Юрия Лужкова и Бориса Громова по поводу возможного объединения Москвы и Подмосковья
Легкая пикировка Юрия Лужкова и Бориса Громова по поводу возможного объединения Москвы и Подмосковья за неделю выросла в серьезную дискуссию. Так, губернатор Московской области, по горячим следам заявивший, что этот проект может породить неуправляемого "монстра", к концу недели был куда менее категоричен: "Возможно, жители Московской области были бы не против такого объединения". В конце концов, оба лидера сошлись в одном: решать вопрос об объединении должны федеральные власти и население - на референдуме. Федеральные власти комментировать дискуссию Лужкова и Громова пока не спешат: не исключено, что зондируют почву, присматриваясь, как оценят эту идею москвичи и жители Подмосковья. "Известия" тоже решили оценить плюсы и минусы возможного союза.
В четверг на сайте Мосгордумы появилась статья столичного депутата Михаила Москвина-Тарханова "Объединение Москвы и Московской области - курс на повышение экономического потенциала", которая читается как давно продуманный программный документ. Депутат сообщает, что в результате слияния должна быть образована единая Московская губерния (край) во главе с генерал-губернатором и общим правительством. Объединенный столичный регион получит новый законодательный орган - Московскую губернскую думу, выборы в которую будут проходить на партийной основе, чтобы в ней не образовались партии "горожан" и "областников". По мнению депутата, ликвидация административной границы, но не городской черты даст время на то, чтобы привести к единому знаменателю московское и областное законодательство.
Это что касается формы. А как с содержанием? Зачем все это надо?
В Подмосковье - шоссе, в московских переулках - ямы
На первый взгляд появление "единого экономического пространства" Москвы и области должно дать экономический толчок региону. Для начала сами собой исчезнут пограничные споры - например, затянувшийся спор вокруг зоны, прилегающей к МКАД. Наверняка объединенной Московской губернии будет легче создать единую энергетическую компанию, что особенно актуально после прошлогоднего "конца света" в столице, или совместно решать проблемы переработки бытовых отходов. По мнению экспертов, после объединения незамедлительно последует решение транспортной проблемы в ближнем Подмосковье: столице поневоле придется вкладывать значительные средства в расширение пригородных шоссе, а это значит, что еженедельные пятничные "дачные" пробки если и не исчезнут, то станут значительно меньше.
С другой стороны, минусов тоже достаточно. Юрий Лужков не раз жаловался, что столичного дорожного фонда не хватает и для нужд города, поэтому исключить то, что в городе появятся переулки с асфальтным покрытием, похожим на минное поле, нельзя. Супермаркеты и автосалоны, построенные на областной стороне МКАД, потеряют подмосковные льготы на аренду земли, что может привести пусть и ко временному, но сокращению рабочих мест. И это только вершина айсберга.
"Это будет объединение ФРГ и ГДР"
Москвичам, получающим пенсии не ниже прожиточного минимума и многочисленные "лужковские" доплаты к зарплатам, объединение регионов ничего хорошего не сулит, так как значительная часть из бюджета Москвы пойдет на поддержку областных пенсионеров, льготников, госслужащих и дотации для муниципальных образований. Хватит ли у города запаса "жирка" для того, чтобы уравнять доходы "горожан" и жителей области? Экономисты расчеты пока не представили, а политики предрекают обострение отношений на этой почве между жителями Москвы и области.
- Это будет почти так же, как при объединении ГДР и ФРГ, - считает председатель Мособлдумы Валерий Аксаков, намекая на то, что в объединенном регионе могут появиться люди первого и второго сорта. Не исключено, что "разбухший" регион ждет новая волна миграции - из-за расстояний милиции гораздо труднее будет контролировать поток гастарбайтеров.
Капотненский НПЗ "отправят" в дальнее Подмосковье
При грамотном подходе Московия сможет решить многие экологические проблемы. Например, сейчас вдоль МКАД со стороны области ведется активное строительство жилых массивов, которое нередко сопровождается вырубкой лесов. После появления единого генплана развития Московской губернии сохранить "легкие столицы" будет гораздо проще. В Москве, которой позволят расти вширь, сократится плотность населения, которая сейчас является одной из самых больших в мире. А городские власти получат возможность начать активный вывод предприятий в область, не боясь потерять налоговые поступления в бюджет. Напомним, что именно по этой причине не так давно с повестки дня был снят вопрос о выводе Капотненского нефтеперегонного завода за пределы города.
Областное жилье по цене столичного
По мнению риэлторов, появление свободной и недорогой областной земли вряд ли приведет к удешевлению стоимости квадратного метра в столице. Строительство "одноэтажной России", предусмотренной нацпроектом о предоставлении доступного жилья, пока в планах. Более вероятен вариант, что цена квартиры в новостройке, возведенной на вчерашней подмосковной пашне, подтянется к "столичной".
Впрочем, торопить события рано. Объединению регионов так или иначе должен предшествовать долгий подготовительный период. Похоже, это понимает и Юрий Лужков, который всего два года назад называл новый субъект федерации "гипертрофированным": действительно, регион с населением более 16 млн человек (10-12 млн в Москве и 6-8 в области) - это не самое маленькое европейское государство. И с этой точки зрения федеральной власти с таким "гиперсубъектом" будет управляться намного сложнее, чем с двумя разными субъектами - Москвой и областью.
Плюсы и минусы возможного объединения Москвы и Подмосковья для москвичей
Плюсы
1. Выводы промышленных предприятий за МКАД, улучшение экологии
2. Активизация строительства основных выездных трасс – "дорог на дачу"
3. Возможное уменьшение плотности населения в столице
Минусы
1. Усложнение контроля за миграционными потоками
2. Возможное сокращение социальных льгот
3. Рост цен на жилье в ближнем и среднем Подмосковье
Что говорят заклятые соседи
Юрий Лужков, мэр Москвы. 26 мая
"Когда мы говорим об объединении двух таких экономических систем в российском государстве, может появиться такой субъект федерации, который составляет в экономическом потенциале страны треть... Я думаю, что если руководство страны такую мысль поддержало бы, то проработка этого вопроса имела бы смысл. Не знаю, каково в этом плане состоялось бы итоговое решение, потому что это чрезвычайно сложный процесс, но резон в целом ряде серьезных направлений в такой постановке есть".
Борис Громов, губернатор Подмосковья. 26 мая
"Если вдруг Москва и Московская область все-таки объединятся, то с точки зрения финансового, экономического, научного и любого другого потенциала это будет настоящий монстр. К тому же возникает вопрос - как он будет управляться? Как итог всего этого можно задать вопрос: зачем это нужно?"
Борис Громов, губернатор Подмосковья. 31 мая
"Объединение Москвы и Московской области не зависит ни от моего мнения, ни от мнения Лужкова, ни от мнения других чиновников. Этот вопрос зависит от Конституции, федерального правительства и возможного референдума об объединении двух субъектов. Возможно, жители Московской области были бы не против такого объединения. Другой вопрос - хватит ли у Москвы денег подтянуть планку уровня жизни в подмосковных районах?"
Богдан Степовой