29.06.2006 МОСКВА И ОБЛАСТЬ ОБЪЕДИНЯТСЯ В 2008 ГОДУ?.

Проект создания Московской губернии, в которую бы вошли Москва и область, стал главным футуристическим политхитом июня. Масштабы грядущей реформы действительно впечатляют - на карте в России появится регион с населением в 18 - 20 миллионов человек и экономическим потенциалом в треть ВВП страны. Политики, осторожничая, заявляют, что проект объединения - пока чисто теоретический вопрос, но в России, как это не раз уже случалось, от теории до практики - один шаг. "Москва" попыталась оценить плюсы и минусы возможного союза.
Заместитель председателя комитета по законодательству Государственной думы Алексей Митрофанов заявил, что вопрос объединения двух регионов - это чисто политическая акция, судьба которой решится в Кремле. По его мнению, объединение произойдет после смены действующих глав регионов. Напомним, что нового мэра Москвы президент назначит в 2007 году, а губернатора Подмосковья - в 2008-м. Алексей Митрофанов считает, что управлять регионом будет человек, которого федеральные власти смогут "снять в течение одной ночи". Следовательно, это не приведет к излишней концентрации власти в руках будущего губернатора - то есть политических препятствий для создания Московской губернии нет.
Председатель Мосгордумы Владимир Платонов считает, что пока рано говорить не только о сроках, но и о возможности создания губернии - сначала надо провести всесторонние экономические исследования. При этом, правда, Платонов все же не сдержался, заметив, что для объединения есть прекрасный повод - через два года страна будет праздновать 300-летие создания Петром I Московской губернии. Все даты сходятся.
Во главе - генерал-губернатор и "партийная" дума
В статье депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова "Объединение Москвы и Московской области - курс на повышение экономического потенциала" сообщается, что после слияния будет образована единая Московская губерния (край) во главе с генерал-губернатором и общим правительством. Объединенный столичный регион получит новый законодательный орган - Московскую губернскую думу, выборы в которую будут проходить на партийной основе, чтобы в ней не образовались партии "горожан" и "областников". Ликвидация административной границы, но не городской черты даст время на то, чтобы привести к единому знаменателю московское и областное законодательство.
Не регион, а "плохо управляемый гипертрофированный монстр"
Здесь-то и начинаются проблемы. Большие опасения вызывает управляемость нового региона: губернатор Московской области Борис Громов успел назвать его плохо управляемым "монстром". Примечательно, что еще два года назад мэр Москвы Юрий Лужков, говоря о создании Московской губернии, дал региону похожую характеристику, назвав "гипертрофированным". Опасения опытных политиков не напрасны: в Московской области самые широкие права имеют выборные муниципальные или районные власти, в Москве существует четкая вертикаль: мэрия - окружные префектуры - районные управы, причем руководители округов и управ назначаются мэром. Добиться создания единой команды из чиновников, которые привыкли жить, руководствуясь разными управленческими "философиями", - большая проблема.
В Подмосковье прекратится вырубка лесов
При грамотном подходе Московская губерния сможет решить многие экологические проблемы. Например, сейчас вдоль МКАД со стороны области ведется активное строительство жилых массивов, которое сопровождается вырубкой лесов. После появления единого генплана развития Московской губернии сохранить "легкие столицы" будет гораздо проще. В
Москве, которой позволят расти вширь, сократится плотность населения, являющаяся сейчас одной из самых больших в мире. А городские власти получат возможность начать активный вывод предприятий в область, не боясь потерять налоговые поступления в бюджет.
На "дачных шоссе" не будет пробок, но квартиры станут дороже
Московской губернии предрекают экономическое процветание - вместе будет гораздо проще решать экономические, энергетические и экологические вопросы. Москва, которая годами жалуется на то, что в Подмосковье не могут реконструировать пригородные шоссе, а из-за этого город каждую пятницу стоит в "дачных пробках", наконец-то возьмется за расширение пригородных трасс. Правда, пока неизвестно, хватит ли сил и средств у нового региона на масштабную реконструкцию автотрасс: московские власти не раз жаловались на нехватку средств на строительство дорог в черте города, а в Подмосковье амбициозные дорожные программы - не более чем повод для обсуждения на страницах газет. Повышение подмосковных налогов на землю до столичных может привести к закрытию если уж не супермаркетов и автосалонов, то небольших ярмарок или предприятий, расположенных с внешней стороны МКАД или в ближнем Подмосковье. По мнению риэлторов, цены на жилье, по крайней мере в ближнем Подмосковье, значительно вырастут.
"Лужковских" доплат на всех может не хватить
Москвичам, получающим пенсии не ниже прожиточного минимума и многочисленные "лужковские" доплаты к зарплатам, объединение регионов ничего хорошего не сулит, так как значительная часть из бюджета Москвы пойдет на поддержку областных пенсионеров, льготников, госслужащих и дотации для муниципальных образований. Хватит ли у города денег на то, чтобы уравнять доходы "горожан" и жителей области? Кого - москвичей или жителей Подмосковья - в случае затруднений в финансировании оставят на голодном пайке власти?
Впрочем, решающее слово, согласно действующему законодательству, останется за жителями двух регионов, которые должны будут высказать свое мнение на референдуме. Если конечно же решение об объединении регионов будет принято на самом высоком уровне - в Кремле.
***
Объединенный столичный регион получит новый законодательный орган - Московскую губернскую думу, выборы в которую будут проходить на партийной основе, чтобы в ней не образовались партии "горожан" и "областников"

Источник: Известия, Павлов Александр, 29.06.2006, №114, Стр. 7п