04.04.2012 Ричард Флорида: «Почему агрессоры проигрывают»
В вашем городе атмосфера подозрительности, закрытости, нетерпимости? Это плохие новости: вы проиграете! Выиграют другие – те, что толерантны, открыты, дружелюбны, считает автор теории креативного класса, социолог Ричард Флорида: таланты не хотят жить в агрессивной среде. Читайте его интервью E-xecutive.ru. |
Его теория вызывает раздражение у фундаменталистов, консерваторов, представителей закрытых политических режимов во всем мире. Для этого есть основания: профессор Школы менеджмента Rotman университета Торонто,старший редактор журнала The Atlantic Ричард Флорида в своих книгах недвусмысленно указывает на то общественное сословие, которое определит будущее планеты: креативный класс. Формула 3T (технологии, таланты, толерантность) определяет сущность концепции Флориды. Компоненту номер три принадлежит особая роль: страта, которую изучает исследователь, предпочитает селиться в таких городах и странах, где преобладает атмосфера открытости и дружелюбия, где нет диктата обскурантистов и авторитарных политиков. В этом плане его теория объясняет, почему талантливые люди в XX и XXI веке мигрируют с востока на запад, а не наборот. В итоге именно толерантность, а не наличие полезных ископаемых в недрах той или иной страны, оказывается решающим фактором для технологического и экономического развития. Читайте интервью, которое Ричард Флорида дал порталу E-xecutive.ru, и два фрагмента из его книг.
E-xecutive.ru: Какова ваша оценка численности креативного класса в России?
Ричард Флорида: В России креативный класс насчитывает примерно 39% работоспособного населения, и включает два сегмента. Первый – профессионалы, представители классических интеллектуальных специальностей – работники таких секторов как здравоохранение, образование, право, бизнес и финансы. Второй – суперкреативная сердцевина – ученые, инженеры, изобретатели, исследователи, также как художники, дизайнеры, писатели, музыканты. Данная общность – это ключевая движущая сила экономики будущего.
E-xecutive.ru: Встречали ли вы представителей креативного класса в Иране, Саудовской Аравии и других странах с традиционным укладом жизни?
Р.Ф.: Да, но я считаю, что для успешного экономического развития в таких странах как Иран или Саудовская Аравия должны быть тщательно спланированы усилия по развитию так называемой 3T-модели (технологии, таланты, толерантность). В закрытых обществах, с их ограниченностью, акцент должен быть сделан на расширении возможностей социального общения, на вовлечении людей в развитие, на поддержку взаимной терпимости. Это ключевой элемент. Без этого невозможно рассчитывать на устойчивый рост, на процветание. В книге The Rise of the Creative Class я пишу, что преуспевание в экономике связано с культурной, предпринимательской, гражданской, научной, и художественной креативностью. В свою очередь люди, обладающие талантами, нуждаются в сообществах, организациях, коллегах, которые открыты по отношению к новым идеям, и к людям, мыслящим инако. Города, лояльно относящиеся в иммигрантам, к иному – альтернативному – стилю жизни, к носителям нового взгляда на мир, несомненно выиграют в креативную эпоху. Политики стоят перед необходимостью сделать их страны более толерантными в социальном плане, внедрить дружелюбность в качестве универсального стандарта.
E-xecutive.ru: Есть ли в связи с этим у креативного класса политическая программа?
Р.Ф.: Не существует специальной политической программы или партии, отражающей интересы этого класса. В данную общность входят люди, принадлежащие к разным партиям и движениям. Сущностная черта страты – креативность, которая, повторю, является ключевым фактором экономического роста. Впервые в истории человечества будущее экономики зависит от развития человеческой способности к творчеству, а не от победы одной политической партии над другой.
E-xecutive.ru: Каково отношение представителей креативного класса к финансовым активам? Можно ли сформулировать, что важнее для этих людей: материальное благополучие или общественное признание?
Р.Ф.: Происходит процесс, который я называю «большая перезагрузка». Сущность его в том, что для общественного процветания все более важными становятся персональные потребности человека. При этом все мы по-разному понимаем, что такое благополучие. Традиционные символы успеха, такие как дом, новый автомобиль, предметы роскоши, становятся бременем для многих современных людей. Я полагаю, мы станем свидетелями экспериментального потребления, в центре которого будут путешествия, отдых, саморазвитие, это хорошие новости для тех секторов экономики, которые нацелены на удовлетворение данных потребностей.
E-xecutive.ru: Вы утверждаете, что экономическое соревнование выиграют те города и страны, которые более дружелюбны по отношению к креативному классу. А как город может стать более толерантным по отношению к этой страте?
Р.Ф.: Поселения независимо от их размера могут создавать живые креативные центры. При этом проекты должны, во-первых, быть индивидуальными, во-вторых, соответствовать характеру города. Я полагаю, что таланты будут предъявлять все более высокие требования к качеству среды обитания – это глобальный тренд. Люди будут менять города, руководствуясь различными соображениями. Для одних важны возможности экономического роста, для других – экологические характеристики, для третьих – рестораны, возможности для ночной жизни, для кого-то – институты культуры и образования. Каким бы ни был конкретный мотив, в любом случае речь идет о качественной среде, в которой возможна полноценная, содержательная, творческая жизнь.
Беседовал Андрей Семеркин, E-xecutive.ru
Источник: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/worldtoplist/1621383/